Международка потеряла в цене и объемах
В I квартале количество заявок на доставку грузов по России выросло на 23% год к году, хотя по сравнению с предыдущим кварталом, напротив, наблюдается снижение на 10%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ATI.SU. Совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов подтверждает снижение грузоперевозок в I квартале в сравнении с октябрем–декабрем 2023 года, хотя и незначительное.
– В IV квартале из-за предновогоднего ажиотажа спрос на доставку грузов традиционно растет, а после Нового года снижается, но годовая динамика свидетельствует о некотором охлаждении на рынке, – объясняет основатель и директор ATI.SU Святослав Вильде.
Наилучший прирост в качестве пункта отправления грузов автотранспортом в годовом выражении у Тамбовской области (рост на 106% по количеству заявок) и Мордовии (на 95%), а худшая динамика у Запорожской области (падение на 46%) и Тывы (на 43%), отмечает ATI.SU. Как пункт назначения резко прибавила по количеству заявок Калининградская область (рост на 209%), также хороший прирост показали дальневосточные регионы.
Директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков отмечает, что среди регионов-получателей по сравнению с первым кварталом 2023 года отслеживается увеличение пересылаемых грузов в Ростовскую, Воронежскую области, Татарстан и Красноярский край. В I квартале в сегменте B2B в топ-5 отраслей с наибольшим спросом на перевозки вошли интернет-магазины, ювелирные изделия, площадки C2C, телекоммуникации и IT, электроника и бытовая техника (сразу на 130%).
– Значительный рост спроса на 85% мы также наблюдаем и в категории отправок ювелирных изделий, – добавляет он.
По словам директора по развитию бизнеса SOTA Logistic Игоря Чернышева, в I квартале рост составил 4%, по итогам года он может достичь 15%.
Рынок продолжает расти, говорит замгендиректора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалев: активно развивается направление доставки на маркетплейсы – спрос в I квартале увеличился на 45% год к году.
– Становится популярной магазинная доставка, также наблюдаем интерес к перевозке в дискаунтеры, что связано с расширением таких сетей по стране и повышением интереса потребителей к ним, – отмечает он.
В международных перевозках, констатирует ATI.SU, похожая динамика: экспорт увеличился на 36%, а импорт – на 15%. Но если цены на доставку грузов в Россию из других стран растут, то в обратном направлении – застыли на прошлогоднем уровне.
– Появился еще один сдерживающий фактор – проблемы с трансграничными платежами из-за новых американских санкций, – подчеркивает Святослав Вильде.
– К сожалению, по итогам I квартала сроки проведения платежей между Россией, Китаем и Турцией увеличились в среднем с 2-4 дней до 3-4 недель, – отмечает Вадим Филатов.
Игорь Чернышев говорит, что «в международных перевозках происходит значительное падение объемов, связанное с проблемами платежей из России в банки дружественных стран. Даже по официальным данным, за I квартал импорт из Турции упал более чем на 30%, а по оценкам SOTA Logistic, не менее 50%. Китайские банки сейчас отклоняют более 50% платежей из России, и динамика импортных перевозок из КНР соответствует данной цифре, официальные источники за I–й квартал показывают сокращение примерно на 10%.
Руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Захарченко подтверждает, что оплата, особенно при перевозках из Китая, становится проблемой: деньги за товар могут идти месяцами.
Операционный директор СДЭК Александр Хандогин отмечает падение цен на автоперевозки и трудности с трансграничными платежами, в том числе с Китаем: «Ожидаем, что подобная динамика сохранится в течение ближайших месяцев».
– Товар есть, спрос есть, а деньги не ходят. Все, что могли отправить в кредит, под честное слово и так далее, уже вывезли. Но в большей степени все – и импортеры, и логисты – зависли в ожидании, когда же сложности закончатся. Сейчас в первую очередь спрос на финансовые услуги, на рабочие способы денежных переводов, и только потом – на логистику, – сетует президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская.
Гендиректор Delko Санджар Ашуралиев говорит, что в марте спрос на перевозки из Китая упал: «Как пояснили нам китайские партнеры, у половины импортеров не доходят платежи до китайских компаний вне зависимости от того, под санкциями товар или банк–отправитель».
Директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России Ярослав Белоусов отмечает, что проблема с платежами в Китай, по данным компании, привела к сокращению перевозок более чем на 30% и ужесточению конкуренции среди перевозчиков.
Та же проблема, по словам Вильде, обусловливает снижение перевозок на турецком и армянском направлениях и «довольно скромный рост спроса на перевозки в Казахстан и обратно. В Киргизии с платежами ситуация получше, и с заявками на перевозки тоже. И тем более нет таких проблем в Белоруссии».
Управляющий директор РСПП, исполнительный секретарь делового совета ЕАЭС Сергей Михневич поясняет, что компании РФ «стали гораздо устойчивее к временным сложностям с проведением платежей. В числе возможных решений можно назвать проведение платежей через альтернативные финансовые учреждения, в том числе отечественные, использование собственных представительств за рубежом, работу через партнеров в дружественных юрисдикциях, например странах ЕАЭС.
Источник в деловых кругах утверждает, что проблемы связаны в первую очередь с «усилением комплаенс-процедур китайских банков. Очередное усиление отмечается со второй половины марта; если ранее риски вторичных санкций затрагивали в первую очередь платежи в долларах и евро, то теперь они распространяются на платежи в юанях».
Другой собеседник издания говорит, что обращения по поводу расчетов поступают «чуть не каждую неделю» – с проблемами сталкиваются то одни, то другие компании, но «в целом платежи пока идут».
Директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России Ярослав Белоусов указывает, что с середины марта наблюдается увеличение заторов на всех автомобильных пунктах пропуска на границе между странами ЕС и ЕАЭС.
– Как следствие, оборачиваемость транспорта снизилась, и на данный момент мы видим его дефицит. Сроки доставки товаров увеличились на 7–10 дней, тарифы выросли на 40–50% по сравнению с февралем, – добавил он.
Срок ожидания в очереди на границе Литва-Белоруссия в пунктах пропуска «Каменный Лог –Мядининкай» и «Бенякони – Шальчининкай» на въезд в Белоруссию составляет 5-6 дней, на выезд – около 20 дней. В очереди на единственном работающем пункте пропуска на белорусско-польской границе «Козловичи – Кукурыки» на въезд в Белоруссию можно простоять 14-17 дней, на выезд – 1-2 дня, говорит Белоусов.
Срок ожидания проезда через границу Латвии и России на въезд в РФ составляет 8-10 дней и существует также риск закрытия пункта пропуска «Бенякони – Шальчининкай» в начале мая. Плюс к тому, отмечает он, с 23 марта в пункте пропуска «Козловичи – Кукурыки» введен дополнительный контроль для всех транзитных грузов, идущих в третьи страны по территории РФ.
Дополнительно с польской стороны запрашивается контракт между продавцом и покупателем, платежное поручение на груз и письмо-обязательство от продавца и получателя, что товар далее не будет реализован на территории РФ. Из–за задержек на границе (Прибалтика-РФ и Польша-Белоруссия) ставки в международных автоперевозках выросли в два раза, говорит руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Захарченко.
Источник: Logirus